Родителям о функциональной грамотности
Часто школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Школьники учатся писать сочинения по шаблону, но готовы ли они составить деловое письмо, написать объяснительную или опубликовать вдумчивый грамотный пост в социальных сетях? Могут ли они принимать мнения других людей, умеют ли мыслить конструктивно и креативно? Степень владения мягкими навыками, необходимыми для успеха как в подростковой, так и во взрослой жизни, определяет понятие «функциональная грамотность».
Что нужно знать о функциональной грамотности!
Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.
С сентября 2022 вступили т в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.
Нормативные документы https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm
Формирование функциональной грамотности https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
Выходные с пользой для детей и родителей: игры, курсы и приложения https://vbudushee.ru/library/ny2023/
Что же такое функциональная грамотность?
Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.
Читательская грамотность –
Это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков. Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк».
Задания на формирование читательской грамотности и её проверку состоят из текста и вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ. Например, «Что сделали бы вы, если бы оказались на месте героя истории?» и т.п.
Математическая грамотность
Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления. Формировать математическую грамотность значит учить ребёнка принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность.
Для формирования математической грамотности и её проверки у ребенка можно попробовать выяснить, например, как скоро окупится установка парусов на корабли с двигателем. При этом школьнику будет известно количество топлива, которое корабль потребляет при наличии и при отсутствии паруса, стоимость топлива и стоимость установки паруса. Задача обязательно приводится в контексте: рассказывается о том, что 95% товаров в мире перевозят по морю на кораблях, использующих топливо. И для того, чтобы уменьшить потребление этого топлива и его влияние на окружающую среду, инженеры планируют создать проект корабля, использующего, в том числе силу ветра.
Естественнонаучная грамотность
Под естественнонаучной грамотностью понимают способность ребёнка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы и технологии, найти доказательства.
Для проверки уровня естественнонаучной грамотности используют задания с географическими картами и предложением эти карты проанализировать. Или, например, объяснить, что изображено на серии картинок при помощи научных понятий (например «атомы» и «молекулы»).
Глобальные компетенции -
Это способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней.
Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления. Дети учатся осознавать, каким образом культурные, религиозные, расовые и другие различия влияют на взгляды окружающих. Способность понимать и принимать убеждения других людей — один из самых важных мягких навыков в современном мире.
Проверка глобальных компетенций часто включает задания, в которых нужно найти причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями. Как правило, ученикам предлагается проанализировать предложенную ситуацию, ответив на вопросы, дополняющие исходный сюжет. Они обычно касаются глобальных вопросов, например, прав человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и так далее. Сложность предполагаемого анализа зависит от возраста ребенка: с пятиклассниками можно поговорить о том, почему нельзя выгнать на улицу щенка, а в 9-м классе уже затронуть тему социального неравенства.
Креативное мышление
Под креативным мышлением понимается способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.
Обычно под креативностью люди понимают некий порыв, результатом которого становится великое открытие или произведение искусства. Он связан не только с обладанием талантом, но и с мастерством и глубоким знанием предметной области. Такие порывы психологи называют «большой креативностью», но творческий потенциал может проявляться и иначе, в обычной жизни. Для ребенка это может быть, например, удачное оформление стены над кроватью, вкусно приготовленный из остатков продуктов завтрак или удачное планирование дня, позволяющее успеть много дел.
Чтобы проверить, насколько школьник креативно мыслит, учитель может задать написать эссе, посвященное той или иной научной и социальной проблеме или нарисовать картину на актуальную тему. Последнее особенно применимо в младших классах.
Финансовая грамотность
Финансовая грамотность для школьников подразумевает, что ребёнок понимает финансовые понятия и может принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия.
Задания на проверку финансовой грамотности для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов.
Компьютерная грамотность
Ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что компьютерная грамотность для детей может понадобиться даже в начальной школе.
Развивать компьютерную грамотность детей можно, используя вместе с ними цифровые образовательные сервисы. Чтобы пользоваться такими сервисами, ребенку нужно овладеть базовыми навыками работы в интернете: поиск необходимого сайта, заведение e-mail, ввод логина и пароля.
Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Что предстоит сделать в лицее в рамках постоянно действующего лицейского семинара «МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ЛИЦЕЕ»?
Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами лицея на основе активизации межпредметных связей;
Создание клуба «Большая перемена»;
Проведение диагностик на выявление уровня сформированности ФГ у обучающихся 7-9-х классов;
На кафедрах разбор заданий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, Применение в практике преподавания методов, приемов, форм работы и заданий, направленных на формирование у обучающихся функциональной грамотности по шести направлениям на основе межпредметных связей;
Внедрение и использование в учебном процессе банка заданий для оценки функциональной грамотности по шести направлениям;
В феврале-апреле 2022 года рамках предметных декад и Фестиваля науки и творчества:
Мастер-классы учителей лицея «Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии, физики, биологии, географии»;
Семинар-практикум «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA». Диагностика финансовой грамотности учителей по заданиям PISA;
Мастер-классы учителей русского языка и иностранных языков «Технологии, методы, приемы формирования читательской грамотности»;
Семинар-практикум «Включение заданий реальной математики для решения практических задач в смежных дисциплинах (физика, химия, биология, география, технология)»;
Практикумы по формированию ФГ и решению задач для лицеистов;
Интерактивный семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся по направлению «глобальные компетенции и креативное мышление» (городской, апрель)
Материалы:
Распоряжение МО Иркутской области от 17.09.2021 г. № 1578-мр «О реализации комплекса мер, направленных на формирование ФГ обучающихся в Иркутской области в 2021/2022 учебном году»Скачать
План мероприятий по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся» МБОУ г. Иркутска лицея №3 на 2021-2022 учебный год. Скачать
Материалы городского семинара «Метапредметная компетентность педагога как условие для формирования функциональной грамотности учащихся», 26.08.2021 г.Скачать
Материалы лицейского семинара «Метапредметная компетентность педагога как условие для формирования функциональной грамотности учащихся», 26.08.2021 г. Скачать
Материалы родительского собрания по вопросам формирования и оценки ФГ - скачать
Стартовая работа по ФГ_5 классы_2023 - скачать
Примерные материалы занятий по ФГ - скачать
Что входит в ФГ - скачать
Функциональная неграмотность. Признаки функциональной неграмотности https://www.youtube.com/watch?v=ZqFPGb8Sw2Q
Функциональная грамотность как путь к разносторонней личности https://www.youtube.com/watch?v=8QdysIVOWpQ
Цикл мероприятий по формированию функциональной грамотности https://soiro64.ru/prioritetnye-napravlenija/cnppn/
Семинары по ФГ https://www.youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO
Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности" https://www.youtube.com/watch?v=YS5MRZ_mxE8
ТЕСТИРОВАНИЕ PISA 2022 ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
________________________________________________________________________________
Городской интерактивный семинар для заместителей директора, педагогов общеобразовательных организаций «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся по направлению креативное мышление»
12 апреля 2022 года в рамках деятельности МПТГ «Функциональная грамотность как приоритетное направление повышения качества образования» в лицее состоялся методический семинар по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся по направлению креативное мышление»
В работе семинара приняло участие 68 педагогов школ г. Иркутска. В подготовке и организации мероприятия было задействовано 18 учителей – члены лицейской проектной команды «Модель организации формирования функциональной грамотности на основе
активизации межпредметных связей в лицее».
Программа семинара скачать
Проблема формирования и оценки функциональной грамотности сегодня как никогда актуальна. Как показал опыт (лицей в 2022 г. вошел в число 7 образовательных учреждений Иркутской области, которые готовили детей к участию в международном исследовании PISA), оценка креативного мышления в качестве одного из ведущих компонентов функциональной грамотности - одна из сложнейших процедур.
В рамках семинара участники получили возможность разобраться, что представляет из себя креативное мышление (КМ) как важнейший компонент функциональной грамотности, какие методы и приемы помогают формировать КМ, каковы особенности формирования КМ в 5-9 классах и что представляет из себя модель оценки креативного мышления. Кроме того, педагоги лицея познакомили учителей города с реальными заданиями по оценке КМ и обозначили типичные ошибки учащихся; а в процессе командной работы совместно попытались определиться и понять, можно ли развивать креативность учащихся на уроках и какие задания помогут это сделать.
Материалы семинара (скачать):
1. Лекция вдвоём «Креативное мышление (КМ) как важнейший компонент функциональной грамотности»
2. Раздаточный материал
3. Доклад «Примеры заданий для оценки креативного мышления: способы решения и типичные ошибки учащихся (из опыта работы)
4. «Разработка и использование заданий для формирования и оценки креативного мышления в учебном процессе по содержательным и предметным областям» (теоретический материал с групповой работы)
5. Результаты групповой работы