Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: «При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить: глобальную конкурентоспособность российского образования; вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»;
Госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018–2025 годы): «…сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)».
ФГОС:
изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;
характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;
доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять его на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг. Когда мы слышим о понятии «функциональная грамотность», то в первую очередь думаем о современных детях: это они сейчас должны уметь не просто читать, но и вникать в текст, анализировать его, находить связи с тем, что уже известно. Но что такое функциональная грамотность педагога? И как проверить ее наличие?
Очевидно, для того чтобы развить эти навыки ФГ у детей, учитель сам должен владеть ими на довольно высоком уровне. То есть получается, что к роли учителя как информатора, дающего теорию, сегодня добавляется роль человека, ежедневно бросающего вызов, который не боится неопределенности, неоднозначности, противоречивости, недостаточной надежности информации, наличия альтернативных точек зрения.
От преподавания — к изучению, от монолога — к интерактивному взаимодействию, от формулы «Учитель знает, чему учить» к формуле «Ученик выбирает, чему учиться».
Компетенции учителя (способности) |
Грамотность учащихся (умения) |
Способность сформировать у учеников читательскую грамотность
|
извлекать нужную информацию из письменного текста; создавать смысловые сообщения в разных текстовых и визуальных форматах; размышлять о содержании и форме текста; оценивать текст |
Способность сформировать у учеников математическую грамотность |
формулировать ситуацию математически; применять математические понятия, факты, рассуждения и инструменты, чтобы получить решение или сделать выводы; размышлять над математическим решением или результатами |
Способность сформировать у учеников естественно-научную грамотность |
распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления; оценивать с научной точки зрения предлагаемые способы изучения вопроса; анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы |
Способность сформировать у учеников финансовую грамотность |
знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков; навыки, мотивацию и уверенность, которые нужны, чтобы принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях |
Способность сформировать у учеников креативное мышление |
выдвигать креативные идеи; уточнять и совершенствовать идеи; оценивать сильные и слабые стороны креативных идей; отбирать креативные идеи |
Способность сформировать у учеников глобальные компетенции |
критически рассматривать с разных точек зрения вопросы глобального характера и межкультурного взаимодействия; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми |
Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Что предстоит сделать в лицее в рамках постоянно действующего лицейского семинара «МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ЛИЦЕЕ»?
Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами лицея на основе активизации межпредметных связей;
Создание клуба «Большая перемена»;
Проведение диагностик на выявление уровня сформированности ФГ у обучающихся 7-9-х классов;
На кафедрах разбор заданий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, Применение в практике преподавания методов, приемов, форм работы и заданий, направленных на формирование у обучающихся функциональной грамотности по шести направлениям на основе межпредметных связей;
Внедрение и использование в учебном процессе банка заданий для оценки функциональной грамотности по шести направлениям;
В феврале-апреле 2022 года рамках предметных декад и Фестиваля науки и творчества:
Мастер-классы учителей лицея «Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии, физики, биологии, географии»;
Семинар-практикум «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA». Диагностика финансовой грамотности учителей по заданиям PISA;
Мастер-классы учителей русского языка и иностранных языков «Технологии, методы, приемы формирования читательской грамотности»;
Семинар-практикум «Включение заданий реальной математики для решения практических задач в смежных дисциплинах (физика, химия, биология, география, технология)»;
Практикумы по формированию ФГ и решению задач для лицеистов;
Интерактивный семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся по направлению «глобальные компетенции и креативное мышление» (городской, апрель)
Материалы:
Распоряжение МО Иркутской области от 17.09.2021 г. № 1578-мр «О реализации комплекса мер, направленных на формирование ФГ обучающихся в Иркутской области в 2021/2022 учебном году»Скачать
План мероприятий по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся» МБОУ г. Иркутска лицея №3 на 2021-2022 учебный год. Скачать
Материалы городского семинара «Метапредметная компетентность педагога как условие для формирования функциональной грамотности учащихся», 26.08.2021 г.Скачать
Материалы лицейского семинара «Метапредметная компетентность педагога как условие для формирования функциональной грамотности учащихся», 26.08.2021 г. Скачать
Полезные ссылки (видео-материалы):
Функциональная неграмотность. Признаки функциональной неграмотности https://www.youtube.com/watch?v=ZqFPGb8Sw2Q
Функциональная грамотность как путь к разносторонней личности https://www.youtube.com/watch?v=8QdysIVOWpQ
Цикл мероприятий по формированию функциональной грамотности https://soiro64.ru/prioritetnye-napravlenija/cnppn/
Семинары по ФГ https://www.youtube.com/playlist?list=PLKLyHWrXJxNNr_WObG9jpqxzAitx9TAkO
Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности" https://www.youtube.com/watch?v=YS5MRZ_mxE8
ТЕСТИРОВАНИЕ PISA 2022 ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
________________________________________________________________________________
Городской интерактивный семинар для заместителей директора, педагогов общеобразовательных организаций «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся по направлению креативное мышление»
12 апреля 2022 года в рамках деятельности МПТГ «Функциональная грамотность как приоритетное направление повышения качества образования» в лицее состоялся методический семинар по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся по направлению креативное мышление»
В работе семинара приняло участие 68 педагогов школ г. Иркутска. В подготовке и организации мероприятия было задействовано 18 учителей – члены лицейской проектной команды «Модель организации формирования функциональной грамотности на основе
активизации межпредметных связей в лицее».
Программа семинара скачать
Проблема формирования и оценки функциональной грамотности сегодня как никогда актуальна. Как показал опыт (лицей в 2022 г. вошел в число 7 образовательных учреждений Иркутской области, которые готовили детей к участию в международном исследовании PISA), оценка креативного мышления в качестве одного из ведущих компонентов функциональной грамотности - одна из сложнейших процедур.
В рамках семинара участники получили возможность разобраться, что представляет из себя креативное мышление (КМ) как важнейший компонент функциональной грамотности, какие методы и приемы помогают формировать КМ, каковы особенности формирования КМ в 5-9 классах и что представляет из себя модель оценки креативного мышления. Кроме того, педагоги лицея познакомили учителей города с реальными заданиями по оценке КМ и обозначили типичные ошибки учащихся; а в процессе командной работы совместно попытались определиться и понять, можно ли развивать креативность учащихся на уроках и какие задания помогут это сделать.
Материалы семинара (скачать):
1. Лекция вдвоём «Креативное мышление (КМ) как важнейший компонент функциональной грамотности»
2. Раздаточный материал
3. Доклад «Примеры заданий для оценки креативного мышления: способы решения и типичные ошибки учащихся (из опыта работы)
4. «Разработка и использование заданий для формирования и оценки креативного мышления в учебном процессе по содержательным и предметным областям» (теоретический материал с групповой работы)
5. Результаты групповой работы