Размер:
AAA
Кернинг:
КK К K К  K
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Организация профориентационной работы в лицее

В лицее разработана ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦЕИСТОВ (отв. педагоги-психологи О.Г. Ивина, Е.А. Белоусова), в рамках которой реализуется МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛИЦЕЕ (утв. на педагогическом совете, протокол № 3 от 12.02.2019 года)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма; готовность обучающихся к сознательному выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом социокультурной и экономической ситуацией в городе, области, стране.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА в образовательной организации – система научно обоснованных мероприятий, направленных на оказание помощи личности в профессиональном самоопределении/выстраивании стратегии профессиональной карьеры.

Профориентационная работа в лицее реализуется через

Учебную деятельность

Внеурочную, внеаудиторную работу

ЦЕЛЬ – подготовка обучающегося к осознанному выбору профессии, пониманию значения профессиональной деятельности для человека и общества

ЗАДАЧИ:

  • формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности;
  • определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов;
  • знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки;
  • проектирование послешкольного образовательно-профессионального маршрута.

Основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального самоопределения обучающихся по уровням образования:

Уровень образования/ классы

Задачи

Основные средства и формы работы

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

6-7 классы

ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ

  • Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению
  • Формирование у обучающихся осознания своих интересов, способностей, общественных ценностей, своего места в обществе; устойчивой учебной мотивации, позитивной Я-концепции и самооценки
  • Формирование успешного опыта выполнения разных видов работ и создания полезных продуктов в результате практической, исследовательской и проектной деятельности и на этой основе вырабатывание мотива стремления к успеху в деятельности
  • Оказание помощи учащимся в досуговом самоопределении, развитие у них коммуникативных и социальных умений

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

  • Родительские мастер-классы в рамках Дня соуправления
  • Экскурсии
  • Фестиваль талантов
  • Исследовательские и проектные работы
  • Выявление склонностей и способностей обучающихся (тестирование, анкетирование)
  • Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов

8-9 классы

ТВОИ ВОЗМОЖНОСТИ

  •  Определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов
  • Формирование обучающимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирование успешной карьеры
  • Формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами
  • Обучение самостоятельному, осознанному выбору образовательного маршрута в условиях предпрофильного обучения в лицее
  • Подготовка к профильному обучению на ступени среднего общего образования

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТРЕНИНГИ

  • Консультационная работа по профориентации обучающихся
  • Курсы по выбору профессиональной направленности и элективные предпрофильные курсы
  • Психологическая диагностика, профориентационные тренинги
  • Экскурсии на предприятия, встречи, беседы с профессионалами, мастер-классы
  • Организация тематических классных часов, праздников «Мир профессий» и др.
  • Информационная работа с участниками образовательных отношений, информация на сайте лицея о профессиях востребованных в современном обществе, о перспективах профессионального роста и мастерства, знакомство с правилами выбора профессии (СМ. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ)

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

10-11 классы

ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ – НАЧАЛО ПУТИ

  •  Формирование осознанного выбора, психологической готовности к выбору будущей профессии и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов
  • Содействие в личностном, социальном и профессиональном самоопределении учащихся
  • Ознакомление со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки
  • Формирование ценности самообразования и саморазвития

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЫ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Система мероприятий по профориентации
  • Профильное обучение (профильные элективные курсы и профессиональные пробы)
  • Тестирование с целью отслеживания правильности выбранного профиля
  • Проектно-исследовательская деятельность, в т.ч.  реализация проектов под руководством профессионалов
  • Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности
  • Месячник по профориентации
  • Ярмарка профессий (знакомство с опытом успешных профессионалов в различных областях, встречи обучающихся 10-11 классов с представителями вузов)
  • Психологические тренинги
  • Дни самоуправления и соуправления в лицее
  • Информация на сайте лицея: профессия, с которой знакомит предмет; профессии, востребованные на рынке труда и пр. (см. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ)

Функциональные обязанности членов педагогического коллектива лицея по реализации задач профориентации 

Должность

Обязанности

Администрация лицея (заместители директора по ВР и УВР)

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за профориентацию;
  • планирование работы педагогического коллектива по профориентации;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению обучающихся;
  • организация, создание условий, контроль предпрофильной и профильной подготовки лицеистов;
  • проведение педагогических советов, совещаний по вопросам социализации и профессионального самоопределения старшеклассников

Педагоги-психологи

  •  профдиагностика, изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся, осуществление мониторинга готовности обучающегося к самоопределению;
  • мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • оказание помощи классным руководителям в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся

Классные руководители

  •  составляют для конкретного класса план педагогической социальной поддержки и профессионального самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность лицеистов;
  • помогают обучающимся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
  • оказывают помощь педагогам-психологам в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения и профессионального выбора;
  • проводят родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организуют посещение учащимися дней открытых дверей в вузах города, ярмарки профессий и т.п.

Учителя-предметники

  •  способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности лицеистов, используя разнообразные методы и средства: проектную и исследовательскую деятельность, деловые и ролевые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки и компетенции;
  • адаптируют учебные рабочие программы в зависимости от профиля класса, особенностей обучающихся.

Библиотекари (педагоги-библиотекари)

  •  регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии и профориентационной работе;
  • изучает читательские интересы лицеистов и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях города,  области, региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям