В лицее разработана ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦЕИСТОВ (отв. педагоги-психологи О.Г. Ивина, Е.А. Белоусова), в рамках которой реализуется МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЛИЦЕЕ (утв. на педагогическом совете, протокол № 3 от 12.02.2019 года)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма; готовность обучающихся к сознательному выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом социокультурной и экономической ситуацией в городе, области, стране.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА в образовательной организации – система научно обоснованных мероприятий, направленных на оказание помощи личности в профессиональном самоопределении/выстраивании стратегии профессиональной карьеры.
Профориентационная работа в лицее реализуется через
|
Учебную деятельность
|
Внеурочную, внеаудиторную работу
|
ЦЕЛЬ – подготовка обучающегося к осознанному выбору профессии, пониманию значения профессиональной деятельности для человека и общества
ЗАДАЧИ:
- формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности;
- определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов;
- знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки;
- проектирование послешкольного образовательно-профессионального маршрута.
Основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального самоопределения обучающихся по уровням образования:
Уровень образования/ классы
|
Задачи
|
Основные средства и формы работы
|
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
|
6-7 классы
ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ
|
- Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению
- Формирование у обучающихся осознания своих интересов, способностей, общественных ценностей, своего места в обществе; устойчивой учебной мотивации, позитивной Я-концепции и самооценки
- Формирование успешного опыта выполнения разных видов работ и создания полезных продуктов в результате практической, исследовательской и проектной деятельности и на этой основе вырабатывание мотива стремления к успеху в деятельности
- Оказание помощи учащимся в досуговом самоопределении, развитие у них коммуникативных и социальных умений
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
- Родительские мастер-классы в рамках Дня соуправления
- Экскурсии
- Фестиваль талантов
- Исследовательские и проектные работы
- Выявление склонностей и способностей обучающихся (тестирование, анкетирование)
- Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов
|
8-9 классы
ТВОИ ВОЗМОЖНОСТИ
|
- Определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов
- Формирование обучающимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирование успешной карьеры
- Формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами
- Обучение самостоятельному, осознанному выбору образовательного маршрута в условиях предпрофильного обучения в лицее
- Подготовка к профильному обучению на ступени среднего общего образования
|
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТРЕНИНГИ
- Консультационная работа по профориентации обучающихся
- Курсы по выбору профессиональной направленности и элективные предпрофильные курсы
- Психологическая диагностика, профориентационные тренинги
- Экскурсии на предприятия, встречи, беседы с профессионалами, мастер-классы
- Организация тематических классных часов, праздников «Мир профессий» и др.
- Информационная работа с участниками образовательных отношений, информация на сайте лицея о профессиях востребованных в современном обществе, о перспективах профессионального роста и мастерства, знакомство с правилами выбора профессии (СМ. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ)
|
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
|
10-11 классы
ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ – НАЧАЛО ПУТИ
|
- Формирование осознанного выбора, психологической готовности к выбору будущей профессии и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов
- Содействие в личностном, социальном и профессиональном самоопределении учащихся
- Ознакомление со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки
- Формирование ценности самообразования и саморазвития
|
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЫ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Система мероприятий по профориентации
- Профильное обучение (профильные элективные курсы и профессиональные пробы)
- Тестирование с целью отслеживания правильности выбранного профиля
- Проектно-исследовательская деятельность, в т.ч. реализация проектов под руководством профессионалов
- Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности
- Месячник по профориентации
- Ярмарка профессий (знакомство с опытом успешных профессионалов в различных областях, встречи обучающихся 10-11 классов с представителями вузов)
- Психологические тренинги
- Дни самоуправления и соуправления в лицее
- Информация на сайте лицея: профессия, с которой знакомит предмет; профессии, востребованные на рынке труда и пр. (см. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ)
|
Функциональные обязанности членов педагогического коллектива лицея по реализации задач профориентации
Должность
|
Обязанности
|
Администрация лицея (заместители директора по ВР и УВР)
|
- выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за профориентацию;
- планирование работы педагогического коллектива по профориентации;
- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению обучающихся;
- организация, создание условий, контроль предпрофильной и профильной подготовки лицеистов;
- проведение педагогических советов, совещаний по вопросам социализации и профессионального самоопределения старшеклассников
|
Педагоги-психологи
|
- профдиагностика, изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся, осуществление мониторинга готовности обучающегося к самоопределению;
- мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
- оказание помощи классным руководителям в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся
|
Классные руководители
|
- составляют для конкретного класса план педагогической социальной поддержки и профессионального самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность лицеистов;
- помогают обучающимся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
- оказывают помощь педагогам-психологам в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения и профессионального выбора;
- проводят родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организуют посещение учащимися дней открытых дверей в вузах города, ярмарки профессий и т.п.
|
Учителя-предметники
|
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности лицеистов, используя разнообразные методы и средства: проектную и исследовательскую деятельность, деловые и ролевые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы домашние сочинения и т.д.:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки и компетенции;
- адаптируют учебные рабочие программы в зависимости от профиля класса, особенностей обучающихся.
|
Библиотекари (педагоги-библиотекари)
|
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы лицеистов и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях города, области, региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям
|