ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ЛИЧНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛИЦЕЕ
Современный мир быстро изменяется сам и меняет представления о том, каким должен быть человек в этом мире. В новых условиях социально-экономического развития России возрастает роль способности человека к планированию и реализации своей жизненной стратегии на основе адекватной самооценки своих возможностей и условий самореализации в социуме. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятие, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. Сегодня ребенку важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; стремлением к дальнейшему образованию. Следовательно, одна из ключевых задач современной школы – воспитание и обучение функционально- грамотных людей.
Можно сказать, что школа не должна учить («научать») ребенка на всю оставшуюся жизнь – школа должна помочь развить «способность использовать способности», научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, то есть развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя.
Фильм «Что такое личностный потенциал и зачем его развивать» СКАЧАТЬ
Назначение проекта «Лицей – школа открытых возможностей для педагогов и учащихся: от компетентного учителя – к функционально грамотному ученику через создание личностно-развивающей образовательной среды» – формирование согласованной, адекватной вызовам времени образовательной среды в лицее, ориентированной и на учащихся, и на учителей, в которой системно и целенаправленно будут связаны содержание образования, организация учебного процесса, психологическое сопровождение, предметно-пространственная среда и т. д. Одним из важнейших аспектов проекта является ее основополагающий, системный характер.
Работа над проектом создания ЛРОС в лицее началась в октябре 2021 года. Управленческая команда прошла онлайн-обучение в рамках повышения квалификации по ДПО «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды», инициированной Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» совместно с МГПУ («Московский городской педагогический университет») в рамках реализации трехстороннего соглашения о сотрудничестве: Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», министерства образования Иркутской области, регионального представителя Сбербанка.
В конце октября управленческая команда приняла участие в качестве слушателей в III Всероссийской онлайн-конференции «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования», получив от участников Программы по развитию личностного потенциала из регионов, которые работают по методикам развития личностного потенциала, ценный опыт по вопросам формирования и развития профессиональных педагогических, детско-взрослых и родительских сообществ вокруг цели по развитию личностного потенциала.
https://vbudushee.ru/about/news/itogi-konferentsiya-programmy-po-rlp/
Проект «Лицей – школа открытых возможностей для педагогов и учащихся» разрабатывается лицейской командой, основу которой составляют:
• Кашин Николай Павлович, директор лицея;
• Овчинникова Ольга Анатольевна, зам. директора по научно-методической работе;
• Якунина Альбина Радифовна, зам. директора по информатизации и ИТ;
• Лукашкова Галина Олеговна, зам. директора по воспитательной работе.
На следующем этапе лицейская проектная команда дополнится профессионалами для оперативного и эффективного решения проектных задач – к разработке инновационного проекта будут привлечены педагогические и руководящие работники:
• зам. директора по учебно-воспитательной работе: Голоскова Ольга Владимировна, Ерлыкова Татьяна Станиславовна, Никола Елена Николаевна;
• педагог-психолог Белоусова Елена Анатольевна;
• зав. кафедрами: Жученя Наталья Григорьевна, Уракова Оксана Владимировна, Копачинская Елена Анатольевна; Мичка Марина Александровна;
• учителя-предметники, классные руководители.
К разработке проекта привлекались родители и учащиеся, члены Лицейского совета (органа ученического соуправления) в процессе анкетирования, на уровне обсуждения идей по изменению развивающей пространственной среды лицея в рамках расширенного педагогического совета «Личностно-развивающая образовательная среда как необходимое условие развития личностного потенциала ребенка и педагога. Презентация концепции инновационного управленческого проекта “Лицей – школа открытых возможностей для педагогов и учащихся”» (11 ноября 2021 года). Идеи, решения, предложения, рожденные в ходе совместной деятельности, учтены в проекте.
Презентация с педсовета - СКАЧАТЬ
Фильм с педсовета -СКАЧАТЬ
Большую признательность за консультативную поддержку выражаем научному консультанту лицея Голубчиковой Марине Геннадьевне, к.п.н., доценту кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» и региональному куратору группы Валюшиной Наталье Михайловне, к.п.н., зав. кафедрой современных предметных методик и технологий ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области».
Проект является составляющим звеном (входит в проектный портфель по направлению «Совершенствование управления системой образования») Программы развития МБОУ г. Иркутска лицея № 3 «Лицей будущего: от компетентности педагогов – к самостоятельности учеников» на 2021-2026 годы наряду с такими самостоятельными лицейскими проектами, как «Функциональная грамотность» и «Современный учитель».
Программа по РЛП помогла нам по-новому взглянуть на возможности и условия для развития в лицее личностного потенциала учащихся и педагогов, наметить ориентиры для создания в МБОУ г. Иркутска лицее № 3 личностно-развивающей среды, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой
1. учащийся сможет удовлетворить свои ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость, что проявится в налаживании гармоничных отношений с педагогами, родителями и друзьями, раскрытии внутренней мотивации к познанию, достижению и саморазвитию;
2. педагог, обеспеченный передовыми методиками и инструментами для работы с детьми, приобретет интерес к личностному и профессиональному развитию;
3. лицей усовершенствует и/или изменит свою внутреннюю культуру, перезапустит профессиональную инициативу педагогов; инициирует новые формы работы с родителями; примет участие в создании на уровне города и области профессиональных сообществ, мотивированных на работу по развитию личностного потенциала.
Подробнее о программе ЛРОС https://vbudushee.ru/education/programma-po-razvitiyu-lichnostnogo-potentsiala/
Из практики развития личностного потенциала в лицее №3 г. Иркутска (материалы из опыта работы):
Методические и практические материалы для учителей
· Каталог методических материалов «Школа возможностей» https://catalog.vbudushee.ru
· Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы с фокусом на развитие личностного потенциала школьников- СКАЧАТЬ
· Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы - СКАЧАТЬ
· Состав учебно-методического комплекса «Социально-эмоциональное развитие детей»- СКАЧАТЬ
· Концепция УМК «Развитие личностного потенциала подростков» https://catalog.vbudushee.ru/materials/koncepciya-umk-razvitie-lichnostnogo-potenciala-podrostkov
· Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации- СКАЧАТЬ
· Сценарии-образцы уроков для развития компетенций «4К» https://vbudushee.ru/library/kompetentsii-4k-formirovanie-i-otsenka-na-uroke-prakticheskie-rekomendatsii/
· Педагогические техники для проектирования уроков (пособие) https://vbudushee.ru/library/pedagogicheskie-tekhniki-dlya-proektirovaniya-urokov/
· Онлайн гид «4 сезона» https://catalog.vbudushee.ru/materials/onlayn-gid-4-sezona
· Настольная игра «Путь в будущее» https://catalog.vbudushee.ru/materials/nastolnaya-igra-put-v-budushchee - СКАЧАТЬ
· Хрестоматия художественной литературы https://catalog.vbudushee.ru/materials/katalog-hudozhestvennoy-literatury
· Банк межпредметных заданий и задач по финансовой грамотности https://catalog.vbudushee.ru/materials/bank-mezhpredmetnyh-zadaniy-i-zadach-po-finansovoy-gramotnosti
· Деловая игра «Защита прав потребителей» https://catalog.vbudushee.ru/materials/delovaya-igra-zashchita-prav-potrebiteley
Материалы для родителей и учащихся
Что значит «быть грамотным». Все о видах грамотности детям и родителям -СКАЧАТЬ
Финансовая игра-симулятор в мобильном приложении, которая учит рационально вести личный бюджет https://catalog.vbudushee.ru/materials/igra-vklad
«Мой выбор» — мобильное приложение для подростков https://catalog.vbudushee.ru/materials/vybor-mobilnoe-prilozhenie-dlya-podrostkov
Онлайн-курс «Машинное обучение» от Академии искусственного интеллекта для школьников позволяет за полгода «с нуля» освоить теорию и практику машинного обучения https://catalog.vbudushee.ru/materials/onlayn-kurs-mashinnoe-obuchenie
Хрестоматия художественной литературы https://catalog.vbudushee.ru/materials/katalog-hudozhestvennoy-literatury
Подкаст для родителей «МамПапКаст» https://catalog.vbudushee.ru/materials/podkast-dlya-roditeley-mampapkast
Дайжест «Дети и деньги». Полезный навигатор для родителей, которые хотят, чтобы их ребенок был финансово грамотным - СКАЧАТЬ